- осознано выбирайте школу;
- при выборе модного учебного заведения будьте бдительны;
- помните, что за одну ночь ребёнок не может превратиться в школьника, ему
нужна ваша помощь и поддержка;
- ежедневно обсуждайте с ребёнком школьные проблемы;
- помните, что высокооплачиваемое обучение не гарантирует хорошего уровня
образования;
- во время сумейте постоять за своего ребёнка, ведь кроме родителей защитить
ребёнка некому;
- интересуйтесь кругом новых знакомых ребёнка, ведь «взрослые» проблемы могут
возникнуть и начальной школе;
- развивайте познавательные интересы ребёнка, ведь: музеи, концерты, выставки,
походы – дело родителей.
Делайте!
- Радуйтесь вашему сыну, дочке.
- Разговаривайте с ребёнком заботливым одобряющим тоном.
- Слушайте внимательно, не перебивая, когда говорит ребёнок.
- Установите четкие и определённые требования к ребёнку.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем и почему?».
- Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
- Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
- Будьте терпеливы.
- Поощряйте его любопытство, любознательность и воображение.
- Чаще хвалите.
- Старайтесь проявить интерес ко всему тому что ему нравится (коллекционировать,
рисовать и пр.)
- Не теряйте чувства юмора.
- Чем – то занимайтесь вместе с семьёй.
- Будьте примером для ребёнка: пусть он видит какое удовольствие вы получаете
от чтения газет, журналов, книг.
- Приобретайте новые кассеты с любимыми записями.
- Старайтесь чтобы ребёнок вместе с вами что-то делал по дому.
- Регулярно водите его в библиотеку.
Не делайте!
- Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы все поняли, пока он не закончит
говорить.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
- Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
- Не надо критиковать ребёнка с глазу на глаз, тем более в присутствии других
людей.
- Не надо устраивать для ребёнка слишком много правил, он перестанет обращать
на них внимание.
- Не ожидайте от ребёнка понимания — всех логических правил, всех ваших чувств,
абстрактных рассуждений и объяснений.
- Не сравнивайте ребёнка с какими другими детьми — братом, сестрой, соседями,
приятелями.
- Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».
- Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по
вопросам воспитания.
Диспут с самим собой
«Образ учителя в моём представлении и представлении моего ребёнка»
Вопрос: Вспомните эпизод из своего школьного детства о том, как они сами
осваивали роль школьников.
Вопрос: Послушайте несколько вариантов суждений о восприятии учителя родителями:
«Учитель - это человек, оценивающий моего ребёнка и меня как родителя»
«Учитель – это профессионал, на котором лежит ответственность за усвоение
моим ребёнком новых норм поведения и знаний»
«Учитель – это власть, доминирующая над ребёнком в его школьной жизни»
«Учитель – это личность, поддерживающая и развивающая способности моего ребёнка»
Дополните суждения собственными формулировками.
Вопрос: Нужна ли будущему первокласснику ещё одна учительница в образе матери?
Как материнское поведение может дублировать поведение учителя? (проверка
домашних заданий, оценивание ребёнка в семье по школьным оценкам, обмен материнской
любви на успехи
Уверен ли в себе ваш ребёнок, чтобы адаптироваться в школе?
Новорождённого младенца психологи сравнивают с чистым листом – никаких представлений
о мире, о себе, о том, что такое «хорошо» или «плохо». И никакой самооценки!
Как всё происходит.
Самооценка развивается в несколько этапов, каждый из которых невероятно значим
для малыша, но их важность взрослые нередко игнорируют.
С рождения до полутора лет ребёнок проживает самый удивительный
этап жизни: в это время закладывается доверие к большому миру, в который он
попал. Позитивное мироощущение и отношение к себе формируется за счёт отношения
родителей.
Как вести себя:
- Улыбаться. Не бойтесь переборщить с улыбками и радостными мгновениями: сейчас
вы должны показать ребёнку, что он желанен и любим. Именно они через пару лет
станут фундаментом для самооценки.
- Демонстрируйте ребёнку окружающий мир. Понемногу говорите обо всём, что
видит вокруг себя ребёнок, это важно.
В этот период проще всего заложить низкую самооценку, чувство угнетённости
Вы не должны:
- Молчать. Дети, с которыми мало общались в детстве выросли с заниженной самооценкой
(боялись заговорить первыми, замыкались в себе, игнорировали общение со сверстниками.
- Сюсюкать. Разговаривайте на равных, а «у-ти-мой-пусенька» оставьте для
плюшевого мишки. Сюсюканье формирует комплекс неполноценности.
В этом возрасте «Звёздная болезнь» и гиперсамооценка формируется
быстро.
С полутора до 4 лет у ребёнка зарождается осознание собственного
«я». Малыш уже понимает, что он самостоятельное существо. Ощущение автономности
и независимости сильно меняет вашего когда-то послушного кроху – он всё чаще
кажется несносным, неуправляемым. Но это объясняется очень просто: дитя пробует
мир на прочность.
В этот период проще всего заложит низкую самооценку, чувство
угнетённости
Как вести себя:
- Познакомьте его с большой гаммой эмоций познакомится ваше чадо в этот период,
тем лучше.
- Поясняйте, почему один поступок вызывает положительную реакцию у мамы, а
другой заставляет ее расстраиваться или сердиться.
- Реагировать как на взрослого. «Кризис трех лет» относится к формированию
самооценки. Как отреагирует мама, если я буду валяться на полу и кричать? Что
скажет папа, если я вымажусь в грязи? Примерно так рассуждает невинный ангелочек,
планируя то, что взрослые назовут шалостью и хулиганством. Недоумевайте, задавайте
вопросы, уходите от конфликта, обижайтесь и возмущайтесь в меру. Ребенок должен
сталкиваться со здоровой, адекватной, а не с наигранной реакцией родителей.
На формирование самооценки вашего ребёнка влияет абсолютно всё его окружение
Родители не должны:
- Перехваливать. Не «подсаживайте» ребенка на похвалу, если не хотите сформировать
у него комплекс отличника. За достижения хвалим один раз, проступки разбираем
в спокойной обстановке.
- Одобрять то, что естественно. Относитесь к домашним обязанностям малыша
спокойно. Второй аспект, за который нельзя хвалить,- природные способности
ребенка. Если он гибкий и спортивный, ему легко дается физическая нагрузка,
поэтому не стоит хвалить очередную покоренную высоту. Максимум, что вы можете
сказать: «Ух ты, сегодня ты прыгнул выше, чем вчера!» Никаких «никто бы так
не смог!» или «ты лучше всех» звучать не должно!
С 4 лет до школы ребёнок живёт под девизом «Я такой как обо
мне говорят окружающие». Он понял, что он человек, а сейчас он принимает решение
каким человеком он станет.
Как вести себя:
- Помогите с «поиском себя». Поиграйте с ним в разные профессии: врача, спортсмена,
военного, повара и расскажите чего доброго несёт каждая профессия.
- Подавайте пример. Вместо: «Ах какая я растяпа, разлила чай», скажите «Ай-яй
мама решила чаем вымыть пол».
- Соблюдайте правила, если вчера нельзя было лесть на дерево, то и сегодня
нельзя.
- Не душите инициативу. Если ребёнок хочет помогать, с радостью принимайте
его в свои дела, даже если это в ущерб времени и чистоте пола.
В школьном возрасте будьте осторожней с похвалами. Не хвалите
ребёнка за то, что он умеет делать уже не первый день. Похвалите его за первое
место по олимпиаде и порадуйтесь вместе хорошей оценкой за любой урок.
Помните, что в течение жизни самооценка ребёнка может измениться ещё не раз
- Не сравнивайте его с другими, только с самим собой: «вчера
ты сделал 5 ошибок, а сегодня только две. Ты заметно растёшь».
- Не осуждайте ребёнка за проступки. Ведь не ребёнок плохой,
а проступок, который он совершил. Спокойно разберите произошедшую ситуацию.
Каждый имеет право на ошибку.
- Не делайте акцент на возрасте: «Ты такой большой, а мама
до сих пор собирает твой портфель». Сравнивая ребёнка с «крохой-неумёхой»,
вы раните его самолюбие и глубоко загоняете мысль о никчёмности.