Уверен ли в себе ваш ребёнок?
Консультация психолога
Новорождённого младенца психологи сравнивают с чистым листом – никаких представлений о мире, о себе, о том, что такое «хорошо» или «плохо». И никакой самооценки!
Как всё происходит.
Самооценка развивается в несколько этапов, каждый из которых невероятно значим для малыша, но их важность взрослые нередко игнорируют.
В этот период проще всего заложит низкую самооценку, чувство угнетённости
С рождения до полутора лет ребёнок проживает самый удивительный этап жизни: в это время закладывается доверие к большому миру, в который он попал. Позитивное мироощущение и отношение к себе формируется за счёт отношения родителей.
Как вести себя:
В этом возрасте «Звёздная болезнь» и гиперсамооценка формируется быстро
Вы не должны:
- Молчать. Дети, с которыми мало общались в детстве выросли с заниженной самооценкой (боялись заговорить первыми, замыкались в себе, игнорировали общение со сверстниками.
- Сюсюкать. Разговаривайте на равных, а «у-ти-мой-пусенька» оставьте для плюшевого мишки. Сюсюканье формирует комплекс неполноценности.
С полутора до 4 лет у ребёнка зарождается осознание собственного «я». Малыш уже понимает, что он самостоятельное существо. Ощущение автономности и независимости сильно меняет вашего когда-то послушного кроху – он всё чаще кажется несносным, неуправляемым. Но это объясняется очень просто: дитя пробует мир на прочность.
На формирование самооценки вашего ребёнка влияет абсолютно всё его окружение
Родители не должны:
Не «подсаживайте» ребенка на похвалу, если не хотите сформировать у него комплекс отличника. За достижения хвалим один раз, проступки разбираем в спокойной обстановке.
С 4 лет до школы ребёнок живёт под девизом «Я такой как обо мне говорят окружающие». Он понял, что он человек, а сейчас он принимает решение каким человеком он станет.
Как вести себя:
Помните, что в течение жизни самооценка ребёнка может измениться ещё не раз
В школьном возрасте будьте осторожней с похвалами. Не хвалите ребёнка за то, что он умеет делать уже не первый день. Похвалите его за первое место по олимпиаде и порадуйтесь вместе хорошей оценкой за любой урок.
- Не сравнивайте его с другими, только с самим собой: «вчера ты сделал 5 ошибок, а сегодня только две. Ты заметно растёшь».
- Не осуждайте ребёнка за проступки. Ведь не ребёнок плохой, а проступок, который он совершил. Спокойно разберите произошедшую ситуацию. Каждый имеет право на ошибку.
- Не делайте акцент на возрасте6 «Ты такой большой, а мама до сих пор собирает твой портфель». Сравнивая ребёнка с «крохой-неумёхой», вы раните его самолюбие и глубоко загоняете мысль о никчёмности.