Развитие речи начинается с 3 месяцев, с периода гуления. Малыш как бы «пробует звуки на вкус». Это период подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. 9-10 месяцев – ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби).
К 1 году словарь от 10 слов до 50
В этот период необходимо развивать пассивный словарь, т.е. это те слова, которые ребенок произнести еще не может, но знает этот предмет, если его попросить показать вам.
К 2 годам: 250 -300 слов.
Начинают формироваться предложения, состоящие из 2 -3 слов.
К возрасту 2,5 года – отличается нарушение слоговой структуры слов в многосложных словах и это допустимо, т.е. малыш еще тренируется в произношении малознакомых слов.
К 3-м годам словарь насчитывает 800-1000 слов.
Фразы усложняются и в предложении уже 5-7 слов. Речь становится полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи. Малыш в речи делает свои выводы, обобщает, начинает анализировать.
В период от 1 до 3-х лет четко произносит следующие звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в. Если вы видите, что многих звуков нет, речь невнятная, наблюдаются многочисленные замены, пропуски целых слогов, необходима логопедическая помощь, которая направлена на:
-подготовку артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков, тренируя его во время артикуляционной гимнастики.
-если малоподвижный язычок, хорошим эффективным средством является логопедический массаж язычка.
-развитие слухового внимания и слухового восприятия речи. Ребенок не различает на слух парные звуки, например: в-ф, с-з…путает их, заменяет один звук на другой.
Интересные игровые упражнения помогут развить его слух.
-развитие мелкой моторики пальцев. Пальчиковая гимнастика. Зачем она нужна, недоумевают родители? Все дело в том, что речевой центр является частью двигательного центра в коре головного мозга.
Таким образом - развивая крупную и мелкую моторику рук, делая массаж пальчиков и ладошки, вы активизируете развитие речевого центра.
К 4 годам все основные звуки должны быть сформированы, также шипящие и свистящие.
Словарь 1000 – 2000 слов.
Малыш жаждет общения, очень любознателен. Он познает мир и задает тысячу вопросов. Будьте терпеливы! Объясняйте спокойно и доходчиво – так, чтобы малыш усвоил новое понятие. В период с 3 -4 лет четко произносит звуки: т, д, н, к, г, х, й, с, з, ц.
4 до 5 лет звуки: ш, ж, ч, щ, л, л'.
К 5-ти годам активный словарь у детей увеличивается до 25000 – 3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется.
К 5-ти годам, при нормальном развитии у ребенка должны сформироваться все звуки (ждем только звук р).
Внимательно следите за речью ребенка, если формируется горловое произношение звука «р» ждать до 6 лет нельзя!
Дефект закрепится и исправить его уже будет сложнее и времени на это уйдет больше.
Обязательно проконсультируйтесь у логопеда, а не у соседки по дому.
Не слушайте советов: «Наш тоже ничего не мог, а теперь сам разговорился». Да, говорить он начнет, только какая это будет речь!
Особенно жаль молодых людей, которые вынуждены в возрасте 18 - 25 лет ходить к логопеду. Время упущено и часто – уже навсегда!
Обращаем ваше внимание на то, что подготовка речевого аппарата и постановка звуков производится в строгой последовательности и должна соответствовать нормативным возрастным показателям.
с 1-3-х лет: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в.
Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков
Логопедический массаж язычка (если малоподвижный язычок)
Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие речи
Развивать мелкую моторику пальцев – пальчиковые игры
Развитие речи – увеличение словарного запаса
Формирование обобщающих понятий, классификации
Дифференциация звуков: п-б
Дифференциация звуков: в-ф
с 3-4-х лет: т, д, н, к, г, х, й, с, с’, з, з’, ц, Звуки ставятся последовательно – по порядку: т, д, н, к, г, х, с’, с’, з, з, ц, й
1. Постановка отсутствующего звука.
2. Проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики.
3. Различение звука на слух, положение звука в слове (в начале слова, в середине, в конце слова)
4. Закреплять произношение поставленного звука:
- в слогах (прямых, обратных и в сочетании с другими звуками)
- в словах
- в предложениях, стихах, скороговорках, пословицах, рассказах
5. Дифференциация звуков:
Дифференциация звуков: т-д
Дифференциация звуков: к-г
Дифференциация звуков: с-з
Дифференциация звуков: с-ц
1. Дифференциация изолированных звуков, например: с____ -з_____
2. Дифференциация звуков в слогах: са-за, со-зо, су-зу, сё-зё, зва-сва, зво-сво, змии-сми
3. Дифференциация звуков в словах: зайка-сайка, зуб-суп, роза-роса, Лиза-лиса…
засуха, засов, засада, зарасти, забросить, стрекоза…
4. Дифференциация звуков в предложениях: Зина и Сима взяли санки.
5. Дифференциация звуков в стихах, в скороговорках: Везет Сенька Саньку с Зинкой на санках.
с 4-5 лет: ш, ж, ч, щ, л, л'
Звуки ставятся последовательно – по порядку: ш, ж, ч, щ, л, л'
Этапы работы над одним звуком (см выше)
Этапы работы над дифференциацией (см выше)
Дифференциация звуков: щ-с,сь
Дифференциация звуков: с-ш
Дифференциация звуков: з-ж
Дифференциация звуков: ш-ж
Дифференциация звуков: ч-т, ть
Дифференциация звуков: ч-щ
Дифференциация звуков: ль-й
Дифференциация звуков: л-ль
с 5 лет: р, р’
Дифференциация звуков: р-рь
Дифференциация звуков: р-рь-л-ль
Подготовительный:
- проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики.
- различение этого звука на слух (где находится звук: в начале слова, в середине, в конце).
Появление звука:
- выработка его правильной артикуляции
- точное звучание данного звука изолированно
Закрепление поставленного звука:
- в слогах (прямых, обратных и в сочетании с другими звуками)
- в словах
- в предложениях, стихах, скороговорках, пословицах, рассказах
Дифференциация звука:
- различение пары звуков на слух
Этапы работы над дифференциацией:
1. Дифференциация изолированных звуков, например: с____ з_____
2. Дифференциация звуков в слогах: са-за, со-зо, су-зу, сё-зё, зва-сва, зво-сво, зми-сми
3. Дифференциация звуков в словах: зайка-сайка, зуб-суп, роза-роса, Лиза-лиса…
засуха, засов, засада, зарасти, забросить, стрекоза…
4. Дифференциация звуков в предложениях: Зина и Сима взяли санки.
5. Дифференциация звуков в стихах, в скороговорках: Везет Сенька Саньку с Зинкой на санках.
Время появления звуков | 1-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5 лет |
Последовательность постановки звуков | а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в | т, д, н, к, г, х, й, с, с’, з, з’, ц | ш, ж, ч, щ, л, л’ | р, р’ |
Дифференциация звуков | п-б в-ф |
т-д к-г с-з с-ц |
щ-с,сь с-ш з-ж ш-ж ч-т-ть-щ ль-й л-ль |
р-рь р-рь-л-ль |
Постановка звуков производится в строгой последовательности:
(с 3-х лет) т, д, н, к, г, х, й, с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’